Оглавление:

1. Орган по сертификации

2. Контактная информация

3. Состав органа по сертификации

4. Сертификация электрической энергии

5. Описание схем сертификации качества электрической энергии

6. Перечень директивных и нормативных документов, используемых при выполнении работ по подтверждению соответствия и определяющих требования к данным работам

7. Порядок проведения сертификации электрической энергии

8. Порядок расчета стоимости проведения работ по сертификации качества электрической энергии. Минимальная стоимость работ.

9. Перечень испытательных лабораторий, с которыми орган по сертификации осуществляет взаимодействие для проведения испытаний

10. Рекомендации по подготовке энергосетевых организации к проведению обязательной сертификации и управлению качеством электрической энергии

11. Права и обязанности заявителя

12. Рассмотрение жалоб, претензий и апелляций


1. Орган по сертификации

Орган по сертификации функционирует в составе Общества с ограниченной ответственностью Научно-технический центр «Энергоконсалтинг» (ООО НТЦ «Энергоконсалтинг»)

Аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.11АА51, выдан 22 августа 2014 г.  

   


2. Контактная информация


Адрес осуществления деятельности: 141051, Российская Федерация, Московская область, Мытищинский район, д. Еремино, дом 45.

Контактный телефон: 8-926-300-58-23

Электронная почта: info@ntcek.ru

Контактный телефон руководителя Органа по сертификации Красновой Анны Николаевны: 8-917-579-11-22


3. Состав органа по сертификации


Руководитель Органа по сертификации:

Краснова Анна Николаевна, сертификат компетентности эксперта № РОСС RU.0001.31012746


Заместитель руководителя Органа по сертификации электрической энергии:

Дмитриев Виктор Васильевич

:


4. Сертификация электрической энергии


Что такое сертификация?

Сертификация продукции – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Для чего нужна сертификация электроэнергии?

Обязательная сертификация продукции по показателям ее качества – одна из мер, применяемых государством для защиты потребителей. Введение обязательной сертификации электроэнергии для энергосетевых организаций означает необходимость подтвердить, с использованием всех процедур обязательной сертификации, соответствие электроэнергии, поставляемой потребителям, требованиям, установленным в государственном стандарте.

Объект сертификации

Объектом сертификации является электрическая энергия. Физическим объектом сертификации электроэнергии являются, как правило, распределительные сети напряжением 6-35 и 0,4-0,22 кВ присоединенные к центру питания (подстанции электросетевой организации с вторичным напряжением 6-35 кВ), от которых осуществляется электроснабжение граждан и юридических лиц.


5. Описание схем сертификации качества электрической энергии


Обязательная сертификация электрической энергии производится по схемам 3, 3а, 5, 10, 10а установленным в "Порядке проведения сертификации продукции в Российской Федерации" (с изменениями от 11 июля 2002 г.).

Особенности применения схем сертификации установлены в "Изменениях и дополнениях к Правилам проведения сертификации электрооборудования", утвержденных Постановлением Госстандарта России от 3 января 2001 г. № 1 (регистрационный номер Минюста России 2576 от 14 февраля 2001 г.).

При подаче заявки на сертификацию электрической энергии заявитель указывает желаемую схему сертификации. Окончательное решение по схеме сертификации принимает орган по сертификации электрической энергии в лице эксперта.

Схема сертификации 3 основывается на проведении:

-экспертизы протоколов периодического или непрерывного контроля качества электрической энергии, проводимых заявителем в центрах питания и (или) контрольных пунктах электрических сетей, заявляемых на сертификацию;

-экспертизы организационно - методических и технических документов, подтверждающих способность заявителя обеспечить соответствие электрической энергии установленным требованиям к ее качеству;

-испытаний электрической энергии аккредитованной испытательной лабораторией (центром) в выбранных органом по сертификации контрольных пунктах,

а также на осуществлении инспекционного контроля сертифицированной электрической энергии, проводимого путем испытаний в контрольных точках с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Примечание: К организационно - методическим и техническим документам, представляемым энергосетевой организацией на экспертизу в орган по сертификации электрической энергии, относятся:

- инструкции энергосетевой организации по заключению договорных условий и выдаче технических условий на присоединение в части качества электрической энергии, по выполнению измерений с целью контроля и анализа качества электрической энергии, по регулированию напряжения в распределительных электрических сетях, а также другие организационно-методические документы, подтверждающие наличие в энергосетевой организации системы обеспечения качества поставляемой потребителям электрической энергии;

- схемы распределительных электрических сетей, заявляемых на сертификацию электрической энергии, с указанием их параметров и выбранных контрольных пунктов.

Схема сертификации 3а основывается на проведении:

-экспертизы организационно-методических документов, подтверждающих способность заявителя обеспечить соответствие электрической энергии установленным требованиям к ее качеству;

-экспертизы протоколов периодического или непрерывного контроля качества электрической энергии, проводимых заявителем в центре питания и (или) контрольных точках электрических сетей, заявляемых на сертификацию;

-анализа состояния производства энергосетевой организации;

-испытаний электрической энергии аккредитованной испытательной лабораторией (центром) в выбранных органом по сертификации контрольных точках,

-а также на осуществлении инспекционного контроля сертифицированной электрической энергии, проводимого путем анализа состояния производственной системы энергосетевой организации и испытаний электрической энергии в контрольных точках с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

При сертификации электрической энергии по схеме 5 сертификация производственной системы энергосетевой организации или системы качества осуществляется одновременно с испытаниями, проводимыми аккредитованной испытательной лабораторией по качеству электрической энергии в контрольных точках, выбранных органом по сертификации электрической энергии.

При наличии у энергосетевой организации сертификата соответствия производства или системы качества, указанный сертификат учитывается органом по сертификации электрической энергии совместно с протоколами испытаний электрической энергии, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) в выбранных контрольных точках.

Инспекционный контроль в этом случае проводится путем контроля сертифицированного производства электрической энергии или сертифицированной системы качества и экспертизы протоколов периодического или непрерывного контроля качества электрической энергии, проводимых заявителем в контрольных точках электрических сетей.

Сертификацию и инспекционный контроль сертифицированной системы качества или сертифицированного производства электрической энергии осуществляет орган по сертификации систем качества.

Схема сертификации 10 основывается на использовании декларации энергосетевой организации о соответствии и проведении:

-экспертизы организационно-методических документов, подтверждающих способность заявителя обеспечить соответствие электрической энергии установленным требованиям к ее качеству,

- протоколов испытаний электрической энергии, проведенных заявителем в центре питания и (или) контрольных точках распределительных сетей центров питания, заявляемых на сертификацию,

-а также осуществлении инспекционного контроля сертифицированной электрической энергии, проводимого путем испытаний в контрольных точках с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории.

Схема сертификации 10а основывается на использовании декларации энергосетевой организации о соответствии и проведении:

-экспертизы организационно-методических документов, подтверждающих способность заявителя обеспечить соответствие электрической энергии установленным требованиям к ее качеству,

-протоколов испытаний электрической энергии, проведенных заявителем в центре питания и (или) контрольных точках распределительных сетей центров питания, заявляемых на сертификацию;

-анализа состояния производства электрической энергии в энергосетевой организации,

-а также осуществлении инспекционного контроля сертифицированной электрической энергии, проводимого путем анализа состояния производства электрической энергии и испытаний электрической энергии в контрольных точках с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории.

При выборе схемы сертификации орган по сертификации электрической энергии, руководствуется следующим.

Схема сертификации 3 применяется, как правило при условии, что стабильность качества электрической энергии, отпускаемой потребителям, не вызывает сомнений.

Схему сертификации 3а рекомендуется применять при условии, что для подтверждения способности энергосетевой организации обеспечить стабильность качества электрической энергии в течение срока действия сертификата соответствия, необходимо проведение анализа состояния производства электрической энергии.

Схема сертификации 5 применяется при наличии у энергосетевой организации сертификата на систему качества или на производство.

Схема сертификации 10 применяется, как правило, при условии, что объем продажи электрической энергии является небольшим и качество электрической энергии, поставляемой энергосетевой организацией, практически определяется качеством электрической энергии, закупаемой у энергосетевой организации более высокого уровня.

Схема сертификации 10а применяется, как правило, при условии, что объем продажи электрической энергии является небольшим, и производственная структура энергосетевой организации не оказывает влияние на качество поставляемой потребителям электрической энергии.

Схемы сертификации 10 и 10а могут быть применены лишь в случае включения электрической энергии в перечень товаров подлежащих декларированию.


6. Перечень директивных и нормативных документов, используемых при выполнении работ по подтверждению соответствия и определяющих требования к данным работам


При разработке Порядка учтены требования законодательных, директивных и нормативных документов, указанных в п. 1.2, и следующих:

- Закона Российской Федерации «О техническом регулировании»;

- Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в редакции Федерального закона от 9 января 1996г;

- Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»;

- «Положения о Системе сертификации ГОСТ Р», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 17 марта 1998г. №11;

- Правил по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в системе»;

- «Номенклатуры продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация»;

- Дополнения к Правилам проведения сертификации электрооборудования;

- Приказа Минтопэнерго России № 126 от 15.04.98 г. «О сертификации электрической энергии»;

- Приказа Госстандарта России № 182 от 29.04.98 г. «О выполнении совместного решения Госстандарта РФ и Минтопэнерго РФ о порядке введения обязательной сертификации электрической энергии»;

- Совместного решения Госстандарта России и Минтопэнерго России от 03.03.98 г. «О порядке введения обязательной сертификации электрической энергии»;

- ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах энергоснабжения общего назначения»;

- ГОСТ 30804.4.30-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Методы измерений показателей качества электрической энергии»;

- ГОСТ 30804.4.7-2013 «Совместимость технических средств электромагнитная. Общее руководство по средствам измерений и измерениям гармоник и интергармоник для систем электроснабжения и подключаемых к ним технических средств»;

- ГОСТ Р 51317.4.15-2012 «Совместимость технических средств электромагнитная. Фликерметр. Функциональные и конструктивные требования»;

- ГОСТ ISO/IEC Guide 65-2012 «Общие требования к органам по сертификации продукции»;

- ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 «Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг»;

- Комплекса стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001.


7. Порядок проведения сертификации электрической энергии


1. ВВЕДЕНИЕ

1.1 Настоящий Порядок проведения сертификации электрической энергии (далее - Порядок) устанавливает правила, процедуры и порядок осуществления обязательной сертификации по показателям качества электрической энергии, отпускаемой из электрических сетей гражданам для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также организацию взаимодействия структурных подразделений Органа по сертификации электрической энергии Общества с ограниченной ответственностью Научно-технический центр «Энергоконсалтинг» (ОС ЭЭ ООО НТЦ «Энергоконсалтинг»), при сертификации электрической энергии.

1.2 Настоящий порядок основан на положениях и требованиях основополагающих документов Системы сертификации ГОСТ Р, включая:

- Правила по проведению сертификации в Российской Федерации;

- Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации;

- Правила по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в системе»;

- Правила проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии.

1.3 Настоящий Порядок является неотъемлемой частью системы качества ОС ЭЭ Общества с ограниченной ответственностью Научно-технический центр «Энергоконсалтинг» (ОС ЭЭ ООО НТЦ «Энергоконсалтинг») дополняет «Руководство по качеству ОС ЭЭ» и «Положение об ОС ЭЭ».

2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2.1 Обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее – потребители), в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», статьей 1 Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации».

2.2 Объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях центров питания энергосетевой организаций, от которых электрическая энергия может подаваться:

- потребителям;

- потребителям одновременно с гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или юридическими лицами, включая промышленные предприятия.

2.3 Подтверждение соответствия электрической энергии по п. 2.2 требованиям ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» (далее - ГОСТ 32144-2013) (пп. 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.5) для следующих характеристик напряжения:

- отклонение частоты,

- медленные изменения напряжения,

- колебания напряжения,

- несинусоидальность напряжения,

- несимметрия напряжений в трехфазных системах.

В части для показателей качества электрической энергии, указанных в «Номенклатуре продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация», включая:

- отрицательное и положительное отклонения напряжения,

- отклонение частоты,

сертификация является обязательной.

2.4. Сертификация электрической энергии проводится по заявкам энергосетевых организаций направленных в Органы по сертификации электрической энергии, аккредитованные в установленном порядке и имеющие выданные аттестаты аккредитации на право осуществления работ по сертификации электрической энергии.

2.5. Информация об аккредитованных органах по сертификации электрической энергии и аккредитованных испытательных лабораториях по качеству электрической энергии предоставляется по запросу заявителей Федеральной службой по аккредитации и его территориальными органами, Центральным органом системы сертификации электрооборудования и электрической энергии (ЦОС СС ЭО и ЭЭ ), которым является ВНИИ сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (123856, г.Москва. Электрический пер., 3/10).

2.6 При положительных результатах сертификации электрической энергии заявителю выдается сертификат соответствия (далее - сертификат) на электрическую энергию, поставляемую потребителям, указанным в п. 2.2 из электрических сетей (центров питания).

3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

3.1 Подача заявки  на сертификацию

3.1.1 Для проведения сертификации электрической энергии заявитель направляет в аккредитованный орган по сертификации электрической энергии (ОСЭЭ)  заявку с перечнем центров питания, заявляемых на сертификацию электрической энергии. При наличии нескольких органов по сертификации электрической энергии заявитель вправе направить заявку в любой из них. Заявитель в заявке на сертификацию вправе предложить любую из схем сертификации, принятых в ССЭЭ. Форма заявки приведена в Приложении 1.
Перечень центров питания, заявляемых на сертификацию электрической энергии, оформляют в соответствии с Приложением 2.
При использовании схем сертификации 3, 3а, 10, 10а заявитель одновременно с заявкой представляет дополнительные документы, перечень которых приведен в Приложении 3.
Рекомендации по составу документов, подтверждающих способность энергосетевой организации обеспечить соответствие электрической энергии требованиям к ее качеству, приведены в Приложении 4

Вместе с заявкой указываются дополнительные сведения, относящиеся к реквизитам лицензий на право осуществления видов деятельности в энергетике, объемам закупаемой и поставляемой потребителям электрической энергии в целом по энергосетевой организации и наличию сертификата на систему качества или на производство.

Вместе с заявкой представляется также заключение органа государственного энергетического надзора о техническом состоянии электроустановок энергосетевой организации, влияющих на качество отпускаемой электрической энергии.

3.2 Рассмотрение и принятие решения по заявке

3.2.1 Орган по сертификации электрической энергии рассматривает заявку и не позднее 15 дней после получения документов сообщает заявителю решение по заявке.

3.2.2 В решении указываются:  
- схема сертификации;
- нормативные документы, на соответствие требованиям которых будет проводиться сертификация электрической энергии;
- перечень аккредитованных испытательных лабораторий по качеству электрической энергии, которые могут быть привлечены для проведения испытаний в выбранных органом по сертификации контрольных точках;
- вид проверки производства электрической энергии (анализ состояния производства, сертификация производства или системы качества) с указанием сроков проверки, если это предусмотрено схемой сертификации;
- перечень органов, которые могут провести сертификацию производства электрической энергии или системы качества энергосетевой организации, если это предусмотрено схемой сертификации;
- перечень организационно-методических документов, которые энергосетевая организация должна представить на экспертизу в орган по сертификации электрической энергии, если это предусмотрено схемой сертификации;
- протоколы контроля качества электрической энергии, проведенные заявителем.
В случае несогласия органа по сертификации электрической энергии с предлагаемой заявителем схемой сертификации в решении по заявке излагается мотивированное обоснование невозможности проведения сертификации по предлагаемой схеме и назначается иная схема сертификации.

3.2.3 При принятии решения по заявке орган по сертификации электрической энергии оценивает правильность оформления заявки, наличие прилагаемых к ней документов в соответствии с Приложением 6, полноту представленных сведений, прежде всего, о наличии в энергосетевой организации:

- официальных изданий нормативных документов по качеству электрической энергии и методам измерений показателей качества электрической энергии. Допускается применение копий указанных документов, заверенных Центральным органом системы сертификации или другим органом по его поручению;

- организационно-методических документов, подтверждающих способность энергосетевой организации обеспечить соответствие электрической энергии требованиям к ее качеству;

- средств измерений показателей качества электрической энергии;

- квалифицированного персонала, прошедшего обучение по управлению качеством электрической энергии;

- отчетности о проводимом в энергосетевой организации периодическом контроле и анализе качества электрической энергии.

3.2.4 Если в решении по заявке указана схема сертификации 3а, то, при необходимости получения предварительной информации о состоянии производственной системы энергосетевой организации, одновременно с решением по заявке орган по сертификации электрической энергии направляет в энергосетевую организацию вопросник по состоянию производственной системы энергосетевой организации. Форма вопросника по состоянию производственной системы энергосетевой организации приведена в Приложении 5.

3.3 Проведение необходимых  проверок в соответствии  с принятой схемой  сертификации

3.3.1 Экспертиза организационно-методических документов энергосетевой организации, подтверждающих ее способность обеспечить соответствие электрической энергии установленным требованиям к качеству.

3.3.1.1 Экспертизу организационно-методических документов заявителя проводят эксперты органа по сертификации электрической энергии. К проведению экспертизы может быть привлечена, по поручению органа по сертификации электрической энергии, компетентная организация, в составе персонала которой имеются эксперты по специализации "Сертификация электрической энергии".  
Экспертиза организационно-методических документов заявителя включает:

- анализ соответствия положений организационно-методических документов заявителя нормативной документации, установление соответствия содержания документов их функциональному назначению;

- оценку оформления организационно-методических документов;

- составление заключения по результатам экспертизы.

3.3.1.2 Заключение по результатам экспертизы организационно – методических документов доводят до сведения заявителя. Копия заключения по результатам экспертизы подлежит хранению не менее срока действия сертификата соответствия.

3.3.1.3 При наличии у энергосетевой организации сертификата соответствия производства электрической энергии или системы качества энергосетевой организации орган по сертификации электрической энергии проводит идентификацию этих документов.

3.3.2 Анализ протоколов проведенного заявителем контроля качества электрической энергии по показателям, установленным при сертификации электрической энергии.

3.3.2.2 Анализ протоколов контроля проводят эксперты по специализации «Сертификация электрической энергии».

Анализ протоколов контроля качества электрической энергии, проведенных заявителем включает:

- оценку правильности выбора контрольных пунктов в электрических сетях центров питания, заявленных на сертификацию электрической энергии, отпускаемой потребителям;

- оценку соответствия использованных средств измерений показателей качества и параметров электрической энергии требованиям точности измерений, установленным в нормативных документах;

- установление соответствия условий испытаний требованиям нормативных документов, в том числе, проверка сроков действия свидетельств о поверке средств измерений;

- оценку выполнения требований методик контроля показателей качества электрической энергии;

- установление правильности представления результатов испытаний;

- оценку погрешности результатов контроля показателей качества электрической энергии;

- оценку оформления протоколов испытаний.

3.3.2.3 При анализе протоколов испытаний электрической энергии экспертом органа по сертификации электрической энергии могут быть затребованы от заявителя дополнительные документы, необходимые для проверки правильности выбора контрольных пунктов в электрических сетях этих центров питания, включая данные о схеме сети, нагрузках и потерях напряжения в электрической сети, о составе потребителей, получающих питание от рассматриваемого центра питания, копии свидетельств о поверке средств измерений и другие документы, подтверждающие достоверность результатов испытаний, проведенных заявителем.

3.3.2.4 Результаты анализа протоколов испытаний доводят до сведения заявителя.

3.4 Проведение испытаний  аккредитованными  испытательными лабораториями по качеству электрической энергии

3.4.1 Испытания для целей сертификации проводят испытательные лаборатории по качеству электрической, аккредитованные на независимость и техническую компетентность.

При отсутствии испытательной лаборатории по качеству электрической энергии, аккредитованной на независимость и техническую компетентность, или ее значительной удаленности от местоположения объекта испытаний, допускается под контролем экспертов органа по сертификации электрической энергии, привлекать для проведения испытаний испытательные лаборатории по качеству электрической энергии, аккредитованные на техническую компетентность, не входящие в состав организации-заявителя. Ответственность за объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией (центром) несет орган по сертификации, поручивший испытательной лаборатории их проведение. Протокол испытаний в этом случае подписывают уполномоченные специалисты испытательной лаборатории и органа по сертификации.

3.4.2 Испытания проводят в контрольных точках распределительных сетей центров питания, выбираемых из числа заявленных энергосетевой организацией на сертификацию электрической энергии. Выбор центров питания и контрольных точек в распределительных электрических сетях этих центров питания осуществляет орган по сертификации электрической энергии или, по его поручению, компетентная организация, в составе которой имеются эксперты по специализации “Сертификация электрической энергии”.

Число выбранных центров питания не должно, как правило, превышать 5 % от числа центров, заявленных на сертификацию, и должно составлять не менее:

- одного при числе центров питания, заявляемых на сертификацию, от 2 до 10;

- двух при числе центров питания, заявляемых на сертификацию, от 11 до 50;

- трех при числе центров питания, заявляемых на сертификацию, свыше 50.

3.4.3 Отбор распределительных электрических сетей для сертификационных испытаний электрической энергии и выбор контрольных пунктов в этих сетях осуществляет аккредитованная испытательная лаборатория (центр), взаимодействуя с органом по сертификации, и оформляет актом, который утверждает руководитель органа по сертификации электрической энергии.

3.4.4 Протокол испытаний должен показывать точно, четко и недвусмысленно результаты испытаний электрической энергии и другую относящуюся к ним информацию. Форма протокола испытаний устанавливается в руководстве по качеству аккредитованной испытательной лаборатории. Исправления и дополнения в тексте протокола испытаний после его выпуска не допускаются. При необходимости их оформляют только в виде отдельного документа, называемого “Дополнение к протоколу испытаний, номер, дата”. В протоколе испытаний не допускается помещать рекомендации и советы по устранению недостатков.

3.5 Анализ состояния  производственной  системы энергосетевой организации  
или системы качества энергосетевой организации

3.5.1 Анализ состояния производства осуществляют эксперты по сертификации производства или эксперты по сертификации электрической энергии, прошедшие обучение по утвержденной программе, содержащей раздел «Анализ состояния производства». К проведению анализа состояния производства электрической энергии может быть привлечена, по поручению органа по сертификации электрической энергии, компетентная организация, в составе персонала которой имеются эксперты, отвечающие вышеуказанным требованиям.

3.5.2. Порядок анализа состояния производства электрической энергии при сертификации по схеме 3а, зависит от этапа проведения работ по сертификации электрической энергии. Анализ состояния производства электрической энергии может быть проведен:

до выдачи сертификата соответствия – в форме анализа состояния производства электрической энергии;

после выдачи сертификата соответствия – в форме инспекционного контроля за состоянием производства сертифицированной электрической энергии.

4.5.3 Результаты анализа состояния производства электрической энергии орган по сертификации электрической энергии учитывает при подготовке решения о выдаче (отказа в выдаче) сертификата соответствия.

3.6 Сертификация системы качества энергосетевой организации

3.6.1. Сертификацию системы качества энергосетевой организации (производства электрической энергии) осуществляет орган по сертификации систем качества (производства) в соответствии процедурами, установленными в Системе сертификации ГОСТ Р.

3.7 Анализ полученных  результатов и  принятие решения 
о возможности выдачи сертификата соответствия

Орган по сертификации электрической энергии осуществляет оценку соответствия электрической энергии установленным требованиям к ее качеству на основании: результатов экспертизы организационно-методической документации энергосетевой организации; результатов испытаний электрической энергии, проведенных заявителем; протоколов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией по качеству электрической энергии; анализа состояния производства электрической энергии или результатов сертификации производства или системы качества энергосетевой организации (если это предусмотрено схемой сертификации).

Результаты оценки отражают в решении о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия, или о проведении недостающих испытаний электрической энергии и необходимых мероприятий.

3.8 Оформление и выдача  сертификата соответствия

3.8.1 На основании решения о выдаче сертификата соответствия орган по сертификации электрической энергии оформляет сертификат соответствия и регистрирует его в Государственном реестре в установленном порядке. Сертификат соответствия действителен при наличии регистрационного номера. В сертификате указывают все документы, являющиеся, в соответствии со схемой сертификации, основанием для выдачи сертификата.

3.8.2. Зарегистрированный сертификат соответствия и решение о выдаче сертификата направляют заявителю. При отрицательных результатах оценки соответствия электрической энергии установленным требованиям орган по сертификации электрической энергии направляет заявителю решение об отказе в выдаче сертификата соответствия с указанием причин. Копия решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия электрической энергии направляется в ЦОС ЭЭ.

3.8.3 Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации электрической энергии с учетом срока действия нормативных документов, устанавливающих требования к качеству электрической энергии, а также срока, на который сертифицировано производство электрической энергии или сертифицирована система качества энергосетевой организации (если это предусмотрено для сертифицируемой электрической энергии), но не более, чем на три года.

3.9 Осуществление инспекционного  контроля  
за сертифицированной электрической энергией

3.9.1 Инспекционный контроль при схемах сертификации 3, 3а осуществляет орган по сертификации электрической энергии, при схеме сертификации 5 – орган по сертификации электрической энергии совместно с органом по сертификации систем качества.

Инспекционный контроль проводится периодически в течение всего срока действия сертификата соответствия, но не реже 1 раза в год, в форме периодических и внеплановых проверок, обеспечивающих получение информации о состоянии сертифицированной электрической энергии, о соблюдении условий и правил применения сертификата, с целью подтверждения того, что качество электрической энергии в течение времени действия сертификата продолжает соответствовать установленным требованиям.

Объем, содержание, порядок и периодичность проведения инспекционного контроля устанавливаются, с учетом используемой схемы сертификации, в решении о выдаче сертификата соответствия.

3.9.2 Внеплановые проверки проводятся в случаях поступления претензий к качеству электрической энергии от потребителей, или информации о несоответствии электрической энергии, на которую выдан сертификат соответствия, установленным требованиям от территориальных органов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или Федеральной службы по аккредитации, а также органов, осуществляющих общественный контроль за качеством электрической энергии.

3.9.3 При изменении схем электрических сетей и договорных условий с потребителями (в части качества электрической энергии), которые могут повлиять на соответствие качества электрической энергии требованиям нормативных документов, энергосетевой организация заранее извещает об этом, с приложением протоколов проведенных ею испытаний, орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, который принимает решение о необходимости проведения внеплановой проверки.

Инспекционный контроль для схем сертификации 3, 3а, и 5, как правило, содержит следующие виды работ:

- анализ поступающей информации о сертифицированной электрической энергии;

- назначение экспертов для проведения инспекционного контроля;

- выбор контрольных точек и проведение испытаний электрической энергии в выбранных контрольных точках с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра), оформление протоколов испытаний для схем сертификации 3, 3а, 10, 10а;

- экспертиза протоколов периодического или непрерывного контроля качества электрической энергии, проводимых заявителем в контрольных точках электрических сетей для схем сертификации 3, 3а, 5, 10, 10а;

- анализ состояния производства (для схем сертификации 3а, 10а) и оформление отчета в соответствии с приложением 12;

- контроль сертифицированного производства или сертифицированной системы качества и оформление результатов контроля (для схемы сертификации 5);

- анализ результатов испытаний и принятие решения.

3.9.4 По результатам инспекционного контроля орган по сертификации электрической энергии принимает решение. Решение содержит выводы по результатам проведенных испытаний, анализа соответствии качества электрической энергии требованиям нормативных документов и стабильности сертифицированных показателей качества электрической энергии (производства электрической энергии, системы качества энергосетевой организации) и заключение о возможности подтверждения действия выданного сертификата соответствия или приостановке (отмене) действия сертификата в случае несоответствия качества электрической энергии требованиям нормативных документов, контролируемых при сертификации, а также в случаях:

- изменения нормативного документа, устанавливающего требования к качеству электрической энергии или методы испытаний;

- изменения схемы электрических сетей и договорных условий с потребителями (в части качества электрической энергии), если эти изменения могут вызывать несоответствие качества электрической энергии установленным требованиям.

3.9.5 Решение о приостановлении действия сертификата соответствия принимают в том случае, если путем корректирующих мероприятий обнаруженные причины существенных несоответствий могут быть устранены без подтверждения путем проведения испытаний с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории. Если этого сделать нельзя, действие сертификата соответствия прекращается.

3.10 Корректирующие мероприятия   
при выявлении несоответствия качества 
электрической энергии установленным требованиям

3.10.1 При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации электрической энергии:

- приостанавливает действие сертификата соответствия;

- информирует о приостановке действия сертификата: энергосетевую организацию;

- заявителя, ЦОС ССЭ, территориальные органы Федеральной службой по аккредитации;

- устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;

- контролирует выполнение энергосетевой организацией корректирующих мероприятий.

3.10.2 При проведении корректирующих мероприятий энергосетевая организация:

- определяет масштаб выявленных нарушений;

- уведомляет потребителей электрической энергии и заинтересованные организации о несоответствии качества электрической энергии установленным требованиям;

- принимает меры к тому, чтобы качество электрической энергии соответствовало установленным требованиям.

3.10.3 После того, как корректирующие мероприятия выполнены и их результаты являются удовлетворительными, орган по сертификации электрической энергии:

- возобновляет действие сертификата соответствия;

- информирует заинтересованных участников сертификации о возобновлении действия сертификата соответствия.

3.10.4 При невыполнении энергосетевой организацией корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации электрической энергии направляет энергосетевой организации – держателю сертификата решение об аннулировании сертификата соответствия, информирует ЦОС ССЭ, территориальные органы Федеральной службы по аккредитации об аннулировании сертификата соответствия. Сертификат соответствия возвращается в орган по сертификации.

3.11 Информация о сертификации

3.11.1 В договорах энергоснабжения указываются сведения о проведенной сертификации электрической энергии (регистрационный номер сертификата, срок его действия и реквизиты органа по сертификации электрической энергии, выдавшего сертификат и др.).

3.11.2 Органы по сертификации электрической энергии ведут учет выданных ими сертификатов и решений по результатам инспекционного контроля за сертифицированной электрической энергией и направляют информацию о них и о своей деятельности по сертификации в ЦОС ССЭ и в территориальные органы Федеральной службы по аккредитации.

Документы и материалы, подтверждающие сертификацию электрической энергии и осуществление инспекционного контроля хранятся в органе по сертификации, выдавшем сертификат.

3.12 Подача и рассмотрение  апелляций

3.12.1 При возникновении спорных ситуаций в деятельности участников обязательной сертификации электрической энергии заинтересованная сторона может подать апелляцию в орган по сертификации, проводивший работу по сертификации электрической энергии, Апелляционный комитет СС ЭО и ЭЭ, ЦОС СС ЭО и ЭЭ, территориальные органы Федеральной службы по аккредитации.

Указанные органы в месячный срок с момента получения апелляции рассматривают вопросы, связанные с деятельностью органов по сертификации электрической энергии, испытательных лабораторий по качеству электрической энергии и заявителей по вопросам сертификации электрической энергии, выдачи и отмены действия сертификатов соответствия и извещают заявителя о принятом решении.

В случае несогласия с решением органа по сертификации продукции заинтересованная сторона может обратиться в вышестоящий орган. О поданной апелляции в вышестоящий орган в обязательном порядке извещается орган по сертификации электрической энергии, проводивший работу по сертификации.


8. Порядок расчета стоимости проведения работ по сертификации качества электрической энергии. Минимальная стоимость работ.


Сос = tос • Т • (1+(Кнз + Кнр)/100) • (1+Р/100),

где tос – трудозатраты ОС ЭЭ; tос= t1 + t2 • NЦП + t3 • Nисп, t1- трудоемкость работ по анализу исходной информации и анализу производства и составлению экспертных заключений, t2- трудоемкость работ по проверке расчетов потерь напряжения и выбору пунктов периодического контроля, t3- трудоемкость работ по отбору сетей на сертификационные испытания и выбору пунктов для проведения их, NЦП – суммарное количество центров питания по заявке, Nисп – количество электрических сетей (ЦП), отобранных на испытания; Т – дневная ставка эксперта, руб.; Кнз – установленный законодательством норматив начислений на зарплату,%; Кнр – коэффициент накладных или прочих расходов, %; Р – коэффициент рентабельности, %

Примерная стоимость работ по сертификации одного центра питания составляет 45 тысяч рублей без НДС.


9. Перечень испытательных лабораторий, с которыми орган по сертификации осуществляет взаимодействие для проведения испытаний


Наименование и адрес испытательной лаборатории Вид работ Вид договора № аттестата аккредитации, срок действия
1. ИЛ КЭЭ ООО «Энергогарант»,
141282, Московская область, г. Ивантеевка, д. 13
Испытания электрической энергии Разовые договора на проведение работ № РОСС RU.0001.21АС05 действителен до 20.04.2017
2. Лаборатория по контролю качества электрической энергии ПАО «МРСК Волги» (филиал ПАО «МРСК Волги» - «Саратовские РС»),
410031, г.Саратов, ул. Первомайская, д.42/44
Испытания электрической энергии Разовые договора на проведение работ РОСС RU.0001.22АЭ95 от 19.03.2015 (дата внесения в реестр аккредитованных лиц 02.03.2015г.)
3. ИЦ КЭ «ЛИНВИТ»,
05120, г. Москва, Б. Полуярославский переулок, дом 18, стр.
Испытания электрической энергии Разовые договора на проведение работ RA.RU.21АЭ83 от 14 мая 2015 г., (дата внесения в реестр аккредитованных лиц 29.04.2015г.)
4. ООО «Контакт»,
350033,Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 9
Испытания электрической энергии Разовые договора на проведение работ РОСС RU.0001.21АЭ67 от 27.08.2014 (срок действия до 14.07.2016)
5. ООО «ЦТЭС»,
105066, г. Москва, Ольховская, д.4, к.3
Испытания электрической энергии Разовые договора на проведение работ № РОСС RU.0001.21АС05 от 15 июня 2015 г., (дата внесения в реестр аккредитованных лиц 27.05.2015г.)

10. Рекомендации по подготовке энергосетевых организации к проведению обязательной сертификации и управлению качеством электрической энергии


Этап 1

1.1 Издание Приказа  энергосетевой организации (ЭСО) о подготовке к обязательной сертификации электрической энергии (ЭЭ) и распределении ответственности по управлению качеством электрической энергии (КЭ), включающего: 
- назначение ответственного за сертификацию из состава руководителей ЭСО; 
- создание рабочей группы (РГ) по подготовке к сертификации; 
- распределение между членами РГ ответственности за выполнение отдельных задач и установление сроков их выполнения; 
- выделение финансовых ресурсов на проведение подготовительных работ.  
1.2 Обучение руководящего персонала ЭСО вопросам управления КЭ. 
1.3 Анализ распределительных электрических сетей, попадающих в соответствии с Правилами сертификации электрической энергии под обязательную сертификацию электрической энергии, и разработка графика подачи заявок на сертификацию электрической энергии в зависимости от технического состояния электрических сетей.

Этап 2

2.1 Разработка  внутренних нормативных документов  ЭСО по управлению КЭ, в том  числе, в первую очередь: 
- по заключению договорных условий по вопросам КЭ с энергосбытовыми и вышестоящей энергосетевой организациями; 
- по выдаче потребителям Технических условий в части КЭ;  
- по контролю КЭ; 
- по регистрации и рассмотрению жалоб потребителей на КЭ. 
2.2 Внесение дополнений и изменений в Положения о подразделениях, решающих вопросы КЭ, и в должностные инструкции персонала.  
2.3 Приобретение первоначального количества средств измерений КЭ или заключение договора с испытательной лабораторией на проведение контроля КЭ. 
2.4 Обучение руководящим персоналом ЭСО, персонала среднего и низшего звеньев, вопросам управления КЭ.

Этап 3

3.1 Проведение  расчетов по определению потерь напряжения в распределительных сетях, подлежащих сертификации ЭЭ, с целью определения оптимального закона регулирования напряжения для каждой распределительной сети, выбора контрольных пунктов и определения допустимых диапазонов отклонений напряжения в этих пунктах, а также определение перечня распределительных сетей, потери напряжения в которых превышают допустимые значения. 
3.2 Проведение контроля КЭ в выбранных распределительных сетях и оформление протоколов измерений. Проведение, при необходимости, организационно-технических мероприятий по улучшению технического состояния распределительных сетей и КЭ. 
3.3 Дополнение договора энергоснабжения разделом по КЭ с вышестоящей энергосетевой организацией и с потребителями выбранных распределительных сетей. 
3.4 Проверка наличия необходимой технологической документации на объектах и соответствия технического состояния и обслуживания оборудования распределительных сетей, установленным требованиям.

Этап 4

4.1 Получение  Заключения от Управления государственного энергетического надзора в субъекте Российской Федерации о техническом состоянии электроустановок, влияющих на качество электрической энергии. 
4.2 Составление заявки на сертификацию и подача ее в Орган по сертификации электрической энергии.

Этап 5

5.1 Постепенное  оснащение ЭСО средствами измерений  КЭ и продолжение проведения  мероприятий по улучшению технического  состояния сетей, подлежащих сертификации  ЭЭ. 
5.2 Повторение этапов 3 и 4. 
5.3 Продолжение разработки внутренних документов ЭСО по управлению КЭ и повышения квалификации персонала по вопросам управления качеством продукции.

Этап 6

6.1 Разработка  системы управления качеством  в ЭСО и подготовка к ее  сертификации. 
6.2 Проведение сертификации системы управления качеством в ЭСО.


11. Права и обязанности заявителя


В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О техническом регулировании» и Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации:


Заявитель вправе:
  • обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на электрическую энергию (далее ЭЭ);
  • обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органа по сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Заявитель обязан:
  • обеспечивать соответствие ЭЭ требованиям стандартов;
  • выполнять правила сертификации;
  • обеспечивать доступ на объекты для проведения испытаний ЭЭ по показателям качества;
  • извещать орган по сертификации об изменениях в технической документации, в схемах электрических сетей и др. процессах передачи и распределения ЭЭ, которые могут повлиять на соответствие качества ЭЭ требованиям нормативных документов;
  • сообщать потребителю сведения о проведенной сертификации ЭЭ (регистрационный номер сертификата, срок его действия и реквизиты органа по сертификации, выдавшего сертификат).

12. Рассмотрение жалоб, претензий и апелляций


Заявитель, несогласный с результатами оценки соответствия продукции, недовольный качеством обслуживания или поведением сотрудника может обратиться в орган по сертификации с апелляцией или претензией (далее – рекламация) и приложить документы, подтверждающие обоснованность его заявления.

Рекламация может быть составлена в организации-заявителе путём заполнения формы, размещенной на сайте органа по сертификации (в разделе «Контакты»), и направлена в орган по сертификации на его почтовый адрес, факсом, на электронный адрес, или вручена руководителю органа по сертификации лично под роспись.

Рекламация может быть изложена устно по телефону либо в органе по сертификации.

Система рассмотрения и принятия решения по рекламации предполагает проведение трёх этапов действий на трёх уровнях ответственности:

Первый уровень – внутри органа по сертификации (независимым сотрудником). При удовлетворении рекламанта принятым решением на первом уровне, необходимость действий на более высоких уровнях отпадает;

Второй уровень – Комиссия по апелляциям. Если решение по рекламации не удовлетворяет рекламанта, он письменно сообщает об этом в орган по сертификации, и руководитель органа по сертификации выносит рассмотрение рекламации на Комиссию по апелляциям с передачей всех прилагаемых к рекламации документов.

Комиссия по апелляциям имеет право запросить у руководителя органа по сертификации и у заявителя дополнительные сведения по рассматриваемому вопросу. Результаты рассмотрения рекламации оформляются протоколом и передаются руководителю органа по сертификации и заявителю.

Суммарный срок рассмотрения и принятия решения по рекламации – не более 1 месяца со дня её регистрации в Организации.

В случае если заявитель не удовлетворен принятым решением, он вправе обратиться в суд.

Третий уровень – в суде.